Главная » Статьи » О городе |
Регистан - сердце города барсов
Как главная городская площадь и торгово-ремесленный центр средневекового Самарканда, Регистан начал формироваться в XIV-начале XV вв. Сюда сходились шесть главных улиц, на пересечении которых женой Тимура Туман-ага был построен купольный торговый пассаж - тим, Чор-су. Медресе Улугбека
Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, и в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. По осям двора расположены глубокие ниши. Первоначально медресе Улугбека было двухэтажным зданием с четырьмя куполами над угловыми аудиториями.
При всей своей монументальности, здание производит впечатление лёгкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие об их тяжести и толщине, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Замысловатый декоративный геометрический орнамент, мозаичное панно арки, отделка стен сине-голубыми изразцами, не вызывают даже мысли о тяжести кирпичной кладки.
Медресе на Востоке - это образовательное учреждение, служившее в средние века и общеобразовательной школой, и высшим учебным заведением - университетом - медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. Как говорят предания, в медресе учился знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. Здесь же читали свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию целая плеяда известных учёных - Салах-ад-дин Муса Казы-заде Руми, Гияс-ад-дин Джемшид ал-Каши, мауляна Али Кушчи (полное имя Ала-ад-дин Али ибн Мухаммадмашхур). В медресе преподавал и сам Улугбек, а в качестве ректора правитель и учёный выбрал человека простого, но очень образованного - мауляна Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми - его учителя.
Для спасения минарета, а также реставрации памятников старины Самарканда в мае 1920 г. при Туркомстарисе была организована специальная комиссия по охране памятников старины и искусства - "Самкомстарис", в которую входили три секции: технико-строительная, художественная и археологическая. В качестве временной меры минарет опоясали деревянным корсетом, а накренившийся ствол перехватили 24 стальными тросами весом 36 тонн, которые были укреплены на деревянных якорях, вкопанных в землю немного северо-восточнее современного деревянного подиума для представлений. В итоге минарет прекратил свой крен на отметке 1,8 м от нормального положения. О том, как важно было сохранить памятник, М.Е. Массон пишет следующее: "члены комиссии отчетливо сознавали, что знаменитое медресе Улугбека является памятником большого научного и художественного значения и что главный его фасад без одного углового минарета окажется недопустимо обезображенным", так как и без этого в 1870 году рухнул один из четырех минаретов медресе, чуть позже - и второй. Предлагались два способа выпрямления. Инженер Б.Н.Кастальский предложил разобрать минарет по кирпичикам и заново восстановить его в том же виде. Областной архитектор М.Ф. Мауэр утверждал, что такая "реставрация" фактически уничтожит памятник старины. На его месте окажется не имеющее никакого научного значения и, может быть, даже безобразное сооружение. Второй способ, предложенный М.Ф. Мауером, состоял в том, чтобы "оторвать" минарет от здания, качнуть его, выпрямить и опустить на свое место. Горячие споры между двумя инженерами и их сторонниками шли очень долго - на протяжении всего периода, пока осуществлялись другие работы. 5 июня 1920 г. на заседании комиссии выступил М.Ф. Мауер, где он настаивал срочно приступить к работам. Комиссия приняла следующее решение: "строительно-технической секции приступить к немедленным работам по выпрямлению и поддержанию минарета… и поставить его вне всякой очереди". Поскольку споры между Б.Н. Кастальским, его сторонниками и М.Ф. Мауером продолжались и возникали на каждом заседании Комиссии, были приглашены авторитетные технические консультанты из Ташкента и из центра, которые всё больше склонялись в пользу предложения М.Ф. Мауера. Последний провёл большую исследовательскую работу, изучив и собрав все материалы по медресе и чтобы иметь возможность самому улавливать дополнительный смысл исторических текстов, он принялся за изучение персидского языка. "На Регистане Михаил Федорович лично производил детальные архитектурные обмеры изучавшегося медресе и вёл тщательные наблюдения за состоянием, подвязанного на стальных тросах, минарета", - пишет М.Е. Массон, вспоминая те годы. На основе предложения М.Ф. Мауера в Москве дважды составлялся проект по выпрямлению памятника. Первый был отклонен из-за несоответствия характеристикам сооружения, второй разработан выдающимся русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, к которому Мауер ездил для обсуждения деталей проекта.
В 1927 г. по проекту М.Ф. Мауера московский завод "Мосмет" под руководством В.Г. Шухова изготовил металлическую конструкцию и прислал её в Самарканд. Она должна была быть помещена и укреплена в основание минарета. При её осмотре М.Ф. Мауер к своему ужасу обнаружил некоторые неточности, которые "при практическом выполнении проекта могли привести к пагубным последствиям". В итоге ему пришлось вновь поехать в Москву с присланной конструкцией и доказывать, что в ней допущены просчёты. К 1931 году крен минарета увеличился до 5°1', что уже грозило ему обрушением. Проекция центра тяжести минарета на горизонтальную поверхность сместилась от оси фундамента на 1055 мм. Больше медлить было нельзя. Выпрямление по проекту Шухова началось. За несколько дней до вырубки паза для первой из пятнадцати балок нижняя часть кладки минарета, несколько выше намеченного уровня вырубки, была охвачена обоймой из железоалебастра. Возможность применения этого материала была предварительно проверена опытным путём. Балки опирались на коробчатую, квадратную в плане конструкцию - "коромысло", охватывающую корпус минарета. Они подводились поочередно под кладку, вырубленную на соответствующую ширину, и при помощи клиньев устанавливались на "коромысло" так, чтобы зазор между верхним поясом балки и нижней плоскостью железоалебастровой обоймы составлял 2-4 см. Этот зазор плотно забивался замешанным на воде клеем. Затем производилась подбивка клиньев, уменьшавшая толщину слоя алебастра примерно на 1 см. Две клёпанные сплошностенные балки "коромысла" служили для передачи давления на балансиры, а две другие, перпендикулярные им, связывали их, предохраняя от опрокидывания. Каждый из двух балансиров, длиной 1275 мм, толщиной у одного края 89,2 мм, у другого - 147 мм, опирался на расположенную под ним мощную клепаную балку (прогон). Путь, который проходила точка качания балансира, составлял 1174,8 мм. Между балансиром и прогоном строго горизонтально были уложены четыре подбалансирные плиты толщиной 75 мм, по которым катился балансир. На плитах под балансиром была проложена толстая свинцовая полоса, необходимая для более равномерного распределения давления. Для большей безопасности и предотвращения опрокидывания минарета в случае возможного обрыва тросов или их перетяжки, по обе стороны балансировочного устройства проводились временные, установленные на клиньях подпорки. Эти подпорки представляли собой стальные подушки с верхней цилиндрической поверхностью. По мере поворота "коромысла" подушки перемещались на новые места. Крайние подушки каждой стороны опирались на клинья из карагача, имеющего примерно твердость дуба. Все элементы основных несущих конструкций были скомпонованы с таким расчётом, чтобы обеспечивался свободный доступ к месту, где была вырублена старая, и надлежало подвести новую кладку. Поворот минарета производился при помощи системы тросов, охватывающих его корпус на 9-10 метров выше обоймы. Во избежание повреждения узоров внешней облицовки под тросы подкладывались доски из мягкого дерева. 11 марта 1932 года В.Г. Шухов получил письмо из Самарканда от архитектора Мауэра. В нём говорилось:
Единственной публикацией, посвященной этому грандиозному проекту, является брошюра академика М.Е. Массона "Падающий минарет" (Ташкент, 1968 г.), бывшего непосредственным участником событий тех лет. Медресе Шер-Дор и Тилля-КориПервая половина XVII века в истории Самарканда связана с деятельностью эмира Ялангтуш-бия Аталыка-Бохадура из узбекского рода Алчин. Именно в период его правления на Регистане были построены ещё два монументальных здания - медресе Шер-Дор и Тилля-Кори. Эти строения отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, однако по своим художественным и архитектурным достоинствам всё же уступают своему прототипу - медресе Улугбека.
В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен - помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая предназначалась для бытовых нужд, а антресоль служила спальней.
Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловыми башнями - гульдаста. Обширный четырёхайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение, на дне - бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода сплошь покрыты росписью "кундаль" с обильной позолотой. Позолочен был михраб - направление на Мекку и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори. Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом. Так в XVII веке Регистан приобрёл свой величественный вид, в каком он в основном предстаёт перед нашими глазами и ныне. Конец XVII и первая половина XVIII веков в истории Мавераннахра характеризуется междоусобицей и ослаблением центральной власти Бухары, набегами и разорениями страны кочевыми племенами. Больше всего Самарканд пострадал в двадцатые годы XVIII века, когда периоды полнейшего запустения сменялись небольшим оживлением. Было время, когда в городе, по свидетельству очевидцев "… не осталось ни мужчин, ни женщин, никого, кроме монаха-каландара Шох Джугуза. Благословенные мечети, священные медресе, богоугодные заведения разрушаются…". Медресе опустели, в городе жили дикие звери… Перелом к лучшему произошёл лишь в конце семидесятых годов XVIII века. В Самарканд были переселены жители из соседних городов и селений. Город начал возрождаться, вновь закипела жизнь на Регистане, где снова традиционно расположились многочисленные мелкие лавки и строения. В 1875 году площадь была приведена в порядок - был снят трёхметровый слой земли, образовавшийся за века и скрадывавший высоту строений, поверхность земли выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Нельзя не отметить такой факт, как впечатляющие усилия советской власти, которая за 70 лет своего существования приложила немало усилий и вложила огромные средства в восстановление и реставрацию всего комплекса зданий Регистана - все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Строительные работы по выпрямлению северо-восточного минарета медресе Улугбека не имели прецедента в мировой реставрационной практике. Столь же замечательным достижением ремонтно-реставрационных работ явилось выпрямление в середине шестидесятых годов юго-восточного минарета медресе Улугбека, произведённое под руководством кандидата технических наук Ю. М. Генделя. Накренившийся сильно в сторону минарет, с примыкающими к нему пилонами весом около тысячи тонн, за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов был приподнят над фундаментом, выпрямлен и поставлен на место.
Ансамбль площади Регистан представляет собой для многочисленных туристов и всех зрителей незабываемое, потрясающее зрелище. Тем, кто оказывается на площади, кажется, что они на уэллсовской машине времени совершили мгновенное путешествие назад, в глубь веков. Два раза в год в Самарканде на площади Регистан проводится фестиваль восточных мелодий "Шарк тароноллари" ("Мелодии Востока"), на который съезжаются музыкальные коллективы Азии. Регистан следует посетить, как минимум, дважды. Один раз - днём, а другой - вечером, когда в летнее время, под великолепно подобранную свето-звуковую панораму можно послушать историю города, которая рассказывается тремя медресе: Я - Регистан, я сердце Самарканда, Источник: http://www.samarkand-foto.ru/articles/2007-07-30.html | |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1220 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||