В 431 году, на Эфесском соборе христиан в Византии случился скандал - христианство несторианского толка было объявлено ересью. Напомним, что несториане - последователи константинопольского патриарха Нестория (начало V века) - говорили о божественной сущности Христа, но считали, что Мария, его мать, родила не Бога, а человека, в тело которого вселился Бог - за что и были преданы анефеме.
Несториане и другая группа христиан, вытолкнутая по разного рода причинам за пределы Римской Империи и называемая себя "Церковью Востока", двинулись на восток - в Иран, Сирию, Палестину. Знакомя местное население со своими взглядами, христиане-беженцы из Византии, предлагали местному населению нечто свежее и более простое. Влияние их скоро выросло до такой степени, что рядом с иранским шахом по одну руку сидел зороастрийский жрец, а по другую - христианский каталикос. Правящие круги, жречество это восприняли, естественно, как вызов и им удалось убедить шаха, что христиане ставят своей целью разрушить традиционную культуру Ирана. В результате, в VI веке христиане были вынуждены покинуть Иран и, так как обратно в Византию дороги им не было, им оставалось только одно направление - по Шёлковому Пути, дальше на восток.
В Самарканде, ныне функционируют 4 православных церкви, 1 собор католического прихода и молельные дома различных христианских течений:
Собор святителя Алексия, Митрополита Московского
Приход храма в честь Святителя Алексия, митрополита Московского образован в 1912 году, воссоздан в 1992 году. Проект собора был разработан петербургским архитектором Ф. Смирновым. Осенью 1909 года была освящена закладка, а уже к осени 1911 года храм был построен. В 1912 году собор был освящен в честь Святителя Московского Алексия, митрополита всея Руси, чудотворца. В 20-е годы (ХХ в.) храм был закрыт, использовался не по назначению. Колокольня и купола разобраны в 1929 году. Свято-Алексиевский собор находился на территории военного городка. После вывода воинской части, собор был передан на баланс госмузея-заповедника. В 1996 году Свято-Алексиевский собор был передан в распоряжение Русской Православной Церкви. В дни празднования 125-летия Ташкентской и Среднеазиатской епархии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил Свято-Алексиевский собор 13 ноября 1996 года. Настоятель - иерей РОМАН ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ.
Тел.: (998-662) 33-54-80
Престольный праздник: 25 февраля
Храм святого великомученика Георгия Победоносца
г. Самарканд, 703000, ул. Бирлик, 66
Тел.: (998-662) 33-05-42
Престольный праздник: 6 мая
Настоятель: протоиерей ДИМИТРИЙ КОЗУЛИН
Храм Покрова Божией Матери
Адрес: Самарканд, 703000, ул. Хусейн Бойкаро, 24
Тел.: (998-662) 31-19-47, 24-77-40
Престольный праздник: 14 октября
Окормляет священник РОМАН ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ - настоятель Свято-Алексиевского собора г.Самарканда
Ново-Нахичеванская и Российская Епархия Армянской Апостольской Церкви
Церковь Св. Аствацацин (Богородицы) в г. Самарканд была построена в 1903 году на средства местного армянского населения. Армянские поселения возникли здесь еще в XV веке во времена Тамерлана, который перевез в Самарканд из завоеванной им Армении ремесленников.
Однако для роста числа армянских переселенцев большее значение имело присоединение Центральной Азии к России в XIX веке.
Первым настоятелем церкви был священник отец Рубен Бекгулянц.
В 1939 году прерывается деятельность церкви по причине ареста и ссылки духовного настоятеля, а позднее ликвидируется и приход.
Лишь спустя 60 лет после провозглашения независимости Узбекистана становится возможным возобновление деятельности армянской церкви.
20 августа 1995 года состоялось переосвящение церкви Св. Аствацацин, духовным настоятелем которой стал священник отец Григор Маркосян.
В настоящее время при церкви действует воскресная школа с обучением армянского языка и истории.
С 1998 года настоятелем церкви является иеромонах отец ВРАМ КАЗАРЯН.
ул. Махмуда Кошгари, д.70.
Тел. (998 662) 336 326.
E-mail: father_vram@rambler.ru
Католический Приход под воззванием св. Иоанна Крестителя
ул. Махмуда Кошгарий,
Тел: (998-662) 33 00 84
Еще в конце XIX века в Самарканд стали прибывать немцы и поляки в составе русской армии, а также чиновники и коммерсанты – из числа гражданских лиц. К 1905 году их стало больше, и возникла идея построить католический храм. Они обратились за разрешением в Туркестанскую епархию, но им отказали. В годы Первой мировой войны в Самарканд было сослано много военнопленных поляков, немцев, венгров и австрийцев.
В 1915 году община получила разрешение на строительство храма. Через год костел был построен под руководством известного архитектора Е.Нелле.
С приходом Советской власти костел закрыли и передали государству. Большевики убрали со здания все религиозные символы, в здании поместили спортзал.
В 1988 году возникла идея создать в храме органный зал, была подготовлена документация, но с распадом Союза об этой идее пришлось забыть.
В 1995 году под руководством отца Ивана Ролоффа в Самарканде был зарегистрирован римско-католический приход св. Иоанна Крестителя.
Вопрос о возвращении костела верующим возник в 1997 году, когда состоялась встреча посла Ватикана в Центральной Азии архиепископа Мариана Олеся с президентом Узбекистана И.А. Каримовым. Тогда же вышел указ президента о передаче храма католической общине Самарканда.
Торжественное освящение храма было совершено 27 марта 1999 г. После о. Ивана Ролоффа настоятелями в приходе были: о. Тадеуш Глусец, о. Фрациск Стопкович и – в настоящее время – о. Люциан Шиманский. Наряду с этими братьями-францисканцами в приходе трудились брат Якуб Ямруз и брат Станислав Вжащак
Церковь Адвентистов Седьмого Дня
Самарканд, ул. Гагарина, д. 4.